О критике. Часть 2. Разберем мнения (Работа над ошибками)

21 Авг

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Я немного напомню о чем мы говорили в прошлый раз и продолжим углубляться в изучение этого вопроса.

Мое глубокое убеждение, что критику и критиков для себя нужно отбирать. Особенно это касается начального момента, когда вы только пробуете свои силы, когда вы впервые решились выпустить своего творца погулять недалеко возле своего укрытия. В эти моменты критика воспринимается болезненней всего. И очень важно в эти моменты, что-то предпринять для защиты нашего "малыша". Такой защитой и является выбор своего сенсея, учителя, наставника. Т.е. вам нужно выбрать кого-то (как выбирать — это тоже очень важный вопрос), кто будет давать вам наставления, советы и рекомендации исходя из своих канонических убеждений и следуя единому принципу. Это очень важно, т.к. разрозненные советы часто приводят в замешательство, и ценность всех советов в сумме сводится к нулю.

Наиболее частым замечанием на мое категоричное отношение к критике я слышу — а как же тогда чему-то научиться, если не слушать критику?

И опять мой ответ — УЧИТЬСЯ!!! Искать НАСТАВНИКА, а не критику.

Для начала давайте обратимся к определению критики:

КРИТИКА Большой Энциклопедический словарь

-(от греч. kritike — искусство разбирать — судить),
1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
3) Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).
А теперь, давайте представим тот образ, который всплывает у нас в мыслях, при слове "критик".
У кого-то это возможно будет близкий родственник, кому-то вспомнится Латунский и несчастный Мастер,  кто-то представит критика из мультфильма "Рататуй", но с большой долей вероятности — это не будет приятным воспоминанием. Почему так происходит? Почему, на первый взгляд, полезное с точки зрения развития явление становится поводом для расстройств, обид и даже ненависти?
На мой взгляд, в этой ситуации помимо объективных, анализируемых факторов есть очень много таких, которые оценивается подсознательно, т.е. наиболее импульсивно и быстро.
    • Во-первых, очень много вам может сказать интонация, с которой происходит "разбор", это происходит моментально и неосознанно.

 

    • Во-вторых, имеет значение место, в котором дается критика: то ли это по определению место, где происходит разбор работ, то ли это место, где есть зрители, художники, эксперты и просто соглядатаи. И во втором случае вам будет иногда сложно отличить мнение эксперта от просто хорошо сформулированного мнения дилетанта.(Мы сейчас не рассматриваем случаи, когда покупатель голосует рублем — это не имеет ничего общего с самосовершенствованием.)

 

  • В-третьих, каждый человек всегда чувствует, что происходит с ним, когда высказывается какое-то мнение: то ли после этого хочется срочно все исправить, то ли это мнение вызывает бурный протест и желание избавиться от "обидчика". Т.е. попросту говоря вы сразу ощущаете: двигает ли это вас вперед, подталкивает к свершениям либо же отбрасывает назад, и вырабатывает нежелание вообще что-либо делать.

 

Третий случай критики принято определять как деструктивная и конструктивная критика. Мне кажется, именно это и вносит основное противоречие в понятие критики как таковое. Сутью критики в конструктивном случае является в конечном счете план проблема-решение. Сутью критики деструктивной является не что иное как оскорбление.

 

Кстати самым распространенным случаем деструктивной критики является переход на личности, т.е. когда происходит уже не просто разбор и поиск недостатков работы, а выискивание их у самого автора. Это замечания вроде таких: "что-то у вас с глазами не так", "видимо у автора было тяжелое детство", "вы бы сначала на велосипеде ездить научились, а потом уже пельмени лепить начали" и прочие.

 

Иногда такие замечания, несмотря порой на свою абсурдность, попадают в самое больное место.  И тогда многое зависит от вашей личности и способности адекватно оценивать ситуацию. От такой критики сложней всего застраховаться, и именно ее вероятней всего можно получить, выставляя свою работу на всеобщее обозрение, например в интернете.

 

Поэтому, я еще раз хочу акцентировать, критику, идущую извне, надо просеивать. Обязательно оценивать кто вам дает эту критику и для чего.

 

Где не удастся избежать критики и придется прислушаться?
Например, в галерее, в которой вы хотите оставить свою куклу. Это уже чужой "монастырь" и со своим уставом вы туда не придете.

 

Что касается галерей, не могу не отметить галерею Вахтановъ. В ней есть прекрасный человек Людмила, которая оценивая работу учит, показывает и объясняет, как сделать лучше, и как делать не нужно. Несмотря на то, что ты тут же понимаешь все свое несовершенство, вместе с этим ты понимаешь, в какую сторону смотреть и что изучать, для того, чтоб работа была принята в галерею или даже просто для того, чтоб работа смотрелась интересней и выигрышней.

 

На самом деле, я сегодня хотела писать немного о другом явлении, но которое непосредственно связано с критикой, однако так увлеклась вступлением, что отложим тему на будущее и рассмотрим на этой неделе вот что:

 

Самосовершенствование и три кита на которых оно стоит:
— обучение;
— работа с критиком;
— работа над собой

 

О критике Часть 1
    None Found

No comments yet

Leave a Reply